Previous Entry Share Next Entry
Проблематика и история развития рынка аудио
sun
dnovikoff
По просьбе not_dj_volodya публикую выдержку из больщущего своего письма, которое писал ещё в те времена, когда мы только начинали работать с Syndicated Brands. И хотя публикую я его с некоторыми корректировками, он является частью рабочей переписки, в силу чего несколько более категоричен, чем тексты, которые я пишу для общего доступа. Так что не стоит обвинять меня в д'Артаньянстве :) Я просто так излагаю свои мысли, а по сути там всё верно.

Ежели кому интересно - прошу под кат. Ремарки, сделанные мной при публикации, выделены курсивом.


Краткая история рынка аудио

Как я уже говорил, в настоящее время на рынке Hi-Fi/Hi-End есть большая проблема. Заключается она в том, что качественное оборудование нельзя купить ни за какие деньги. Исключения из этого, безусловно есть, но они единичны. Для того, чтобы понять, каким образом сложилась такая ситуация, обратимся немного к истории.

До семидесятых годов прошлого века развитие аудио-оборудования происходило интенсивно и по нарастающей, фактически достигнув своего пика к концу 70-х. И если в 60-х годах в этом вопросе балом правили Европа и США, то в 70-е лидерство захватила Япония. Европа практически вышла из этого процесса — там, безусловно, много чего делали, но к качественному звуку это уже не имело отношения. СССР, вопреки распространённому заблуждению, вообще ничего интересного никогда не производил, более того, отечественная аудиотехника — это полный мрак, если выражаться мягко.

Достижение пика качества в 70-е было возможно благодаря тому, что в этот процесс были вовлечены огромные, невероятные ресурсы. Бренды тех лет практически ничего не скажут современным любителям звука, однако все они принадлежали и принадлежат крупнейшим корпорациям. Aurex — Toshiba, Lo-D — Hitachi, Trio — Kenwood, Technics — Matsushita Electric (Panasonic), Diatone — Mistubishi, Victor — JVC, Exclusive — Pioneer, Esoteric — TEAC (Tascam), и так далее.

Говоря про невероятные ресурсы, я ничуть не преувеличиваю. Например, один только Technics привлекал к разработке более тысячи экспертов-слухачей. А в разработку их топовой спарки усилителей (SE-A1/SU-A1) было инвестировано что-то около миллиарда долларов в пересчёте на современные деньги (sic!). По инсайдерской информации на уровне корпоративных мифов, на самой разработке они в прямом смысле чуть не порвали себе жопу. Cамих усилителей было собрано всего несколько штук, разошедшихся по early-access программе ценителям, которые до сих пор (sic!) находятся под NDA (вообще информация об этом в сети разнится, бродит множество мифов, и периодически где-то что-то пролетает вроде бы материальное, но я ещё не видел ни одного человека, который видел бы эти усилители вживую хотя бы раз).

У всей этой техники была ровно две проблемы.

Во-первых, эта аппаратура была чертовски надёжна. Например, мой последний комплект Accuphase отработал 30 лет без единого ремонта и деградации качества и, думаю, после лёгкого ТО проработает ещё столько же.

Во-вторых, эта аппаратура была предельно качественной. Это создавало проблемы с её продажей. В сортах дерьма можно разбираться до бесконечности, а две системы звучат тем более одинаково, чем ближе они к идеалу. У топовой аппаратуры разница там была максимум в нюансах и это было объективно. Тут может возникнуть вопрос о том, может ли система быть абсолютно универсальной. Отвечу: может. Продемонстрировать прямо сейчас не на чем, поскольку свой усилительный тракт я продал, но как соберём шоу-рум - сможете приехать и воочию оценить :) Мы туда как раз планируем поставить кастомную акустику из моей системы.

Как несложно догадаться, производителей в такой ситуации очень быстро настигло насыщение рынка. Старую технику было уже очень сложно как-то улучшить, она не ломалась, а количество потребителей росло гораздо медленнее, чем того требовали масштабы производства. В 80-е годы эта проблема кое-как решалась "перепридумыванием" и "косметикой" — ранее реализованные решения обзывались по-новому, помещались в более дорогие корпуса и продавались как нечто новое.

Но к началу 90-х годов перестало работать и это, после чего рынок захватил маркетинг в худшем из его проявлений. Масла в огонь тут подлил и бум мобильных решений (телефоны, плееры) и домашних кинотеатров, а также общее "опопсение" аудитории и много чего ещё, включая развитие цифровых технологий (об этом чуть ниже). Результат этого оказался печальный: к концу 90-х годов качественный продукт на рынке практически исчез. За редким исключением (тут надо отметить, что проблем рынку как таковому это не доставило просто потому, что к тому моменту потребителям было уже не с чем сравнивать).

Текущее состояние рынка аудио

Вместо качественного продукта сейчас на рынке присутствуют, в общем, плюс-минус три типа дерьма.

Тип первый, бытовой — дерьмо полное

Сюда относится бытовое оборудование тех самых крупных корпораций (Pioneer, Yamaha, Sony, Harman/Kardon и иже с ними), которые уже дошли до ручки в вопросах минимизации себестоимости и запланированного устаревания.

Отдельным интересным видом этой бытовой субстанции являются "эксклюзивные" варианты устройств, когда в устройство за 10 баксов ставится, скажем, ЦАП за ещё 10 баксов вместо типовых 10 центов, и это продаётся на тысячу баксов дороже. По эффекту получается примерно на уровне установки колёс от Rolls-Royce на Lada Kalina.

Тип второй, на любителя — дерьмо обыкновенное

Тут превалируют, скажем так, старые Hi-Fi компании (NAD, Denon, Marantz и так далее), делающие инженерные решения. В самом плохом смысле. Здесь "оптимизация" идёт уже не столько по ценовому признаку, сколько в технических аспектах. Примерно по принципу "мы сделаем искажения 0.001%, но только на одной частоте, покажем красивую цифру, остальное всё равно не важно".

Тут очень много моментов, полностью дискредитировавших инженерный подход, например:

- Теорема Найквиста/Котельникова, на которой строится вся цифровая обработка сигналов, вообще неприменима к аудио, что прямо следует из её определения. Но всем пофиг, она же так красива и математична!

- Распиаренная амплитудно-частотная характеристика вообще имеет очень опосредованное отношение к качеству звука. Важнейшее значение имеют импульсная, переходная и фазо-частотные характеристики, но на них все давно положили большой болт и они у всех как паровозная труба после бури.

- Абсолютная величина искажений на 1 кгц при максимальном уровне сигнала (то, что указывается в качестве значения THD) не имеет смысла в отрыве от её значения по всему диапазону частот и на всех уровням сигнала. То есть искажения — это, вообще говоря, не цифра, а трёхмерный график. А ещё есть такая вещь, как спектр искажений, который очень сильно определяет формат звучания.

И так далее Тут я могу много чего рассказать на пальцах, если любопытно, но это скорее тема для отвлечённой личной беседы — и про усилители, и про акустику, и про цифровую обработку. Оно реально очень просто, только всем пофиг. Ну и зачастую так делают просто потому, что нормально делать уже успели разучиться.

Тип третий, для гурманов — дерьмо с ароматизаторами

Сюда, в основном, относится всякий Hi-End. Отличается двумя ключевыми моментами:

Во-первых, очень красивой обёрткой и очень дорогими комплектующими. Не надо думать, что из-за этого у них низкая маржинальная прибыль. Она там в разы, иногда в десятки раз выше, чем у обычного Hi-Fi, потому что дороговизна эта показная, а накладных расходов у производителей гораздо меньше, чем у крупных компаний, вынужденных содержать огромный штат.

Во-вторых, сознательным применением решений, уродующих звук, стимулируя потребителю к непрекращающемуся метанию между сортами той самой субстанции. Подаётся всё это, как правило, под соусом эзотерики и типа качества, но в реальности представляет из себя ад и мрак. Одни усилители без обратной связи и провода без экранирования и с огромной ёмкостью чего стоят.

Исключения

Отдельно стоят ещё две категории производителей:

- Упорно живущие в реальности 70-х годов, но резко поднявшие цены. То немногое качественное, что ещё можно купить. Представителей можно пересчитать по пальцам, один из примеров — те же Accuphase.

- Китайцы, умудряющиеся сочетать все три сорта дерьма в одном флаконе одновременно. Больше про них сказать, в общем-то, нечего (исключением здесь является рынок мобильных решений для звука, типа плееров, носимых усилителей для наушников и т.п., где китайцы правят балом и действительно неплохи).

Тенденции рынка аудио

Что любопытно, до некоторых производителей начинает доходить, что что-то идёт не так. Та же Yamaha, внезапно, решила возрождать линейку честного Hi-Fi. Я даже было испугался, что и правда возродят, но оказалось, что всё как обычно: "наше дерьмо перестали жрать, давайте упакуем всё то же дерьмо в красивую винтажную упаковку, сопроводим красивой легендой, пипл схавает".

Что ещё более любопытно — на рынке профессионального аудио-оборудования творится ровно то же самое, правда с ориентацией на масс-маркет. Мейджоров там пока не особо окучивают, поскольку пока они могут себе позволить работать на оборудовании 60/70-х годов. Собственно, на нём они все и работают, вот прекрасный пример: http://www.mbrauer.com/soundtowers2.asp (их дискография для оценки серьёзности конторы: http://www.mbrauer.com/discography2.asp).

  • 1
Слушай, неужели с наушниками все та же песня?

В массе - да. Применительно к нормальным моделям лучше спросить у wotanhotter, он в наушниках лучше разбирается. Из личного опыта - старые наушники звучат сильно лучше новых, даже в рамках одной модели (типа Beyerdynamic DT880), хотя выборка у меня небольшая.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account